ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2002
г . N 11
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ (далее - Кодекс) и Федерального закона от 24 июля
2002 года N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и в целях
правильного и единообразного применения их положений арбитражными судами Пленум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие
разъяснения.
1. Статьей 1 Вводного
закона Кодекс введен в
действие с 1 сентября 2002 года, за исключением § 1
"Подведомственность" главы 4 Кодекса, введенного в действие 7 августа
2002 года (статья 6 Вводного
закона), и главы 36
"Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора"
Кодекса, которая вводится в действие с 1 января 2003 года (статья 8 Вводного
закона).
Дела, находящиеся в производстве арбитражных судов
первой, апелляционной и кассационной инстанций, не рассмотренные ими до 1
сентября 2002 года, с 1 сентября 2002 года рассматриваются по правилам,
предусмотренным новым Кодексом.
2. Частью 2 статьи 3 Кодекса
порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных
судах в Российской Федерации определяется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О
судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об
арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
При принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении
дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по
экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской
и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных
и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и
другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной
экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании
решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам,
возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической
деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких
решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и
иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Участниками спорных правоотношений могут быть
юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных
Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы
местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие
статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального
предпринимателя.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Кодекса
заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением
правил подведомственности, должно быть рассмотрено этим арбитражным судом по
существу и в том случае, если в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего
лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.
3. При применении статьи 29 Кодекса
необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов
относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об
административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их
рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные
к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с
пунктом 1 части 2 статьи 34, а также
названные в статье 192 Кодекса,
подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда
арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда,
компетентного рассматривать эти дела, в частности, в статье 138
Налогового кодекса Российской Федерации, статье 13
Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию", статье 43 Федерального
закона "О рынке ценных бумаг".
При подаче заявления о признании нормативного
правового акта недействующим впредь до принятия соответствующего федерального
закона государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном
федеральным законом для оплаты иных исковых заявлений неимущественного
характера.
4. Необходимо иметь в виду, что арбитражным судам
подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей,
санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
5. Дела, предусмотренные статьей 33 Кодекса,
подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли
участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические
лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том
числе подлежат рассмотрению в арбитражных судах дела о несостоятельности
(банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, споры
об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной
регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером
и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ,
вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением
трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела,
возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической
деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Арбитражным судам подведомственны дела по спорам о
создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими
организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от
государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций,
деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Дела по спорам о создании, реорганизации и
ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации,
уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих
организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических
партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в
качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат
рассмотрению арбитражными судами.
6. Положения пункта 4 части 1 статьи 33 подлежат
применению с учетом части 1 статьи 27 Кодекса:
арбитражным судам подведомственны споры между участником хозяйственного
товарищества и общества и хозяйственным товариществом и обществом, вытекающие
из деятельности хозяйственных товариществ и обществ и связанные с
осуществлением прав и выполнением обязанностей участниками хозяйственных
товариществ и обществ.
Споры между участниками хозяйственных товариществ и
обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса
индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде,
за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или
иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ.
7. Арбитражным судам подведомственны споры по искам
заинтересованных лиц к держателю реестра акционеров общества или к депозитарию,
связанные с осуществляемой ими деятельностью, в том числе по учету прав на
акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества.
8. Арбитражным судам подведомственны споры о
признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным, в том числе о
признании недействительными актов государственных и иных органов о регистрации
выпуска эмиссионных ценных бумаг общества и отчета об итогах выпуска этих
ценных бумаг.
9. При применении пункта 5 части 1 статьи 33 Кодекса
необходимо учитывать, что дела о защите деловой репутации в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в
арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не
имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора
распространенных (опубликованных) сведений.
10. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд по
делам, указанным в части 1 статьи 52 Кодекса.
В этом случае прокурор пользуется процессуальными правами и несет
процессуальные обязанности истца. По указанным делам прокурор вправе вступить в
дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса
с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
В случаях, когда прокурор не участвовал в
рассмотрении дела в суде первой инстанции, по делам, указанным в части 1 статьи 52 Кодекса,
он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или
кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу.
Постановлением
Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 15-П часть 5 статьи 59 АПК РФ
признана не соответствующей Конституции РФ в
той мере, в какой она в системной связи с пунктом 4 статьи 2
Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации" исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих
юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве
представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в
штате этих организаций.
11. В соответствии с частью 5 статьи 59 Кодекса и
на основании положений пункта 4 статьи 2
Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации" представителями организаций в арбитражном суде могут выступать
по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий,
предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными
документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты,
если иное не предусмотрено федеральным законом.
Полномочия руководителей организаций, выступающих от
имени организаций в арбитражном суде, подтверждаются представляемыми ими суду
документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и
иными документами (часть 1 статьи 61 Кодекса).
Руководители организаций действуют в арбитражном суде без доверенности.
Полномочия других представителей на ведение дела в
арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в
соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным
договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.
Следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 6
Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации" адвокат представляет доверителя на основании доверенности, а в
случаях, предусмотренных федеральным законом, - на основании ордера,
выдаваемого соответствующим адвокатским объединением.
Применяя положения части 5 статьи 59 Кодекса,
следует также иметь в виду, что к лицам, состоящим в штате организации,
относятся лица, заключившие с этой организацией трудовой договор. Поэтому в
доверенности или в ином документе должна быть указана занимаемая представителем
должность в организации, выдавшей доверенность. В случае необходимости
арбитражный суд вправе для проверки полномочий представителя потребовать иные
документы, подтверждающие нахождение конкретного лица в штате организации.
Изложенное необходимо учитывать и при проверке
полномочий представителей, которым доверенность выдана до 1 сентября 2002 года.
12. В соответствии со статьей 53 Кодекса
государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе
обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных
интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Орган, обратившийся в
арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные
обязанности истца.
Необходимо иметь в виду, что указанные органы
реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им
органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти
и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их
специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также
вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в
штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны
быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или
организацией.
13. Применение предварительных обеспечительных мер,
предусмотренных статьей 99 Кодекса,
допускается при наличии оснований, содержащихся в части 2 статьи 90 Кодекса,
если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение
судебного акта, в том числе тогда, когда исполнение судебного акта
предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях
предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Перечень оснований,
приведенных в части 2 статьи 90 Кодекса,
является исчерпывающим.
Арбитражные суды не должны принимать обеспечительные
меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении
требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия
обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Необходимо иметь в виду, что предварительные
обеспечительные меры применяются по заявлению организации или гражданина лишь в
случае представления доказательств наличия у них имущественных требований.
Такими доказательствами могут быть, в частности, сведения о регистрации права
собственности, коммерческий контракт, выписки из лицевого счета о перечислении
денежных средств и т.д.
Заявления, которые не содержат требования имущественного
характера, не могут сопровождаться предварительными обеспечительными мерами.
Арест на денежные средства, принадлежащие должнику,
налагается не на его счета в кредитных учреждениях, а на имеющиеся на счетах
средства в пределах суммы имущественных требований.
Предварительные обеспечительные меры в виде
запрещения должнику и другим лицам совершать определенные действия, когда эти
действия не связаны непосредственным образом с предметом спора, не должны
применяться.
Оценивая возможные негативные последствия применения
предварительных обеспечительных мер, арбитражный суд должен учитывать, что
обеспечительные меры и суммы встречного обеспечения должны быть соразмерны и
адекватны заявленным имущественным требованиям кредитора.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Кодекса
заявление об обеспечении имущественных интересов может быть подано в
арбитражный суд по месту нахождения заявителя либо по месту нахождения денежных
средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о
принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения
прав заявителя.
Подача заявления об обеспечении имущественных интересов
по месту нахождения заявителя может быть обусловлена необходимостью применения
конкретных предварительных обеспечительных мер, когда их непринятие может
повлечь за собой неустранимые последствия для заявителя.
Арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении
заявления об обеспечении имущественных интересов, поданного по месту нахождения
заявителя, если известно место нахождения должника либо его имущества или
денежных средств, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии
предварительных обеспечительных мер.
В соответствии с частью 5 статьи 99 Кодекса в
определении об обеспечении имущественных интересов суд устанавливает срок, не
превышающий 15 дней со дня вынесения определения, для подачи искового заявления
по требованию, в связи с которым судом были приняты меры по обеспечению
имущественных интересов заявителя. Если по его истечении заявителем не
представлены доказательства подачи искового заявления в суд, арбитражный суд,
третейский суд или иной суд, то арбитражный суд, вынесший определение об
обеспечении имущественных интересов, отменяет предварительные обеспечительные
меры. Доказательством подачи искового заявления могут быть копия судебного акта
соответствующего суда о принятии искового заявления к производству или отметка
этого суда на копии искового заявления, поданного в суд.
Согласно части 7 статьи 99 Кодекса
исковое заявление подается заявителем в арбитражный суд, который вынес
определение об обеспечении имущественных интересов, или иной суд. При этом
следует иметь в виду, что исковое заявление подается в арбитражный суд, который
вынес определение об обеспечении имущественных интересов, только в случаях,
когда дело подсудно этому арбитражному суду в соответствии с положениями § 2 главы 4 Кодекса,
если иное не предусмотрено международным договором.
14. Обращаясь с исковым заявлением в арбитражный суд,
истец в соответствии с частью 3 статьи 125 Кодекса
обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и
прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 1 статьи 126 Кодекса
к исковому заявлению должны быть приложены уведомление о вручении или иные
документы, подтверждающие такое направление.
При отсутствии уведомления о вручении направление
искового заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими
документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии
искового заявления с уведомлением о вручении, а если копии искового заявления и
приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам,
участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, - расписка
соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а
также иные документы, подтверждающие направление искового заявления и
приложенных к нему документов.
15. Статьями 93, 99, 128, 231, 237, 263, 280 Кодекса
предусматривается оставление искового заявления, другого заявления,
апелляционной и кассационной жалоб без движения. В определении об оставлении
заявления или жалобы без движения судья указывает срок, в течение которого
заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для
оставления заявления без движения. При определении продолжительности этого
срока должно учитываться время, необходимое для устранения упомянутых
обстоятельств, а также время на доставку почтовой корреспонденции. После
поступления в арбитражный суд сведений об устранении всех обстоятельств,
послуживших основанием для оставления заявления без движения, заявление или
жалоба принимаются к производству арбитражного суда и считаются поданными в день
первоначального обращения.
Время, в течение которого заявление или жалоба
оставались без движения, не учитывается при определении срока совершения судом
процессуальных действий, связанных с рассмотрением заявления, в том числе срока
на совершение действий по подготовке дела к судебному разбирательству (статья 135
Кодекса), срока рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы (статьи 267, 285 Кодекса) и т.д.
Течение такого срока начинается со дня вынесения определения о принятии
заявления или жалобы к производству арбитражного суда.
16. В соответствии со статьей 155 Кодекса
в ходе каждого судебного заседания, а также при совершении отдельных
процессуальных действий ведется протокол. Ведение протокола при проведении
предварительного судебного заседания и при рассмотрении дела в порядке
кассационного производства в Кодексе не
предусмотрено. Тем не менее все заявления и ходатайства лиц, участвующих в
деле, и результаты их рассмотрения должны содержаться в материалах дела и
должны быть отражены в определении или постановлении арбитражного суда либо в
протоколе о совершении отдельного процессуального действия.
17. Согласно статье 190 Кодекса
экономические споры, возникающие из административных и иных публичных
правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в
главе 15 настоящего
Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных
процедур, если иное не установлено федеральным законом.
В данном случае применяется правило об утверждении
мирового соглашения. Однако соглашение не может быть утверждено арбитражным
судом, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения
противоречат закону.
При применении указанной нормы арбитражным судам
необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя
примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий,
предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.
18. В соответствии с частью 1 статьи 202 Кодекса
дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими
предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным
законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим
правилам искового производства с особенностями, установленными главой 25 Кодекса и
федеральным законом об административных правонарушениях (Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП).
В случаях, когда в главе 25 Кодекса
содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при
рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной
ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к
административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не
постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП).
19. Статья 321 Кодекса
устанавливает новые сроки предъявления исполнительного листа к исполнению. Если
шестимесячный срок предъявления исполнительного листа к исполнению,
установленный статьей 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, не истек к
1 сентября 2002 года, то он продолжает течь до истечения сроков,
предусмотренных статьей 321
Кодекса.
20. В соответствии с частью 1 статьи 329 Кодекса
решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть
оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими
федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 27, пункту 2
статьи 29 и части 1
статьи 197 Кодекса
арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и
законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. Эти дела
рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Часть 1 статьи 90
Федерального закона "Об исполнительном производстве" после введения в
действие Кодекса должна
применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам
подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного
пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также
исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация
или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются
решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с
исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Заявления по спорам, возникающим из гражданских
правоотношений, в том числе споры об освобождении имущества от ареста или
исключении его из описи, подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА