Утвержден
Постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 10 марта 2010 года
ОБЗОР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2009 ГОДА
(в ред. Постановлений Президиума Верховного Суда РФ
от 16.06.2010, от 29.12.2010)
(Извлечение)
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Процессуальные вопросы
Вопрос 1. В какой суд следует направить дело на новое
рассмотрение в случае отмены в порядке надзора решения мирового судьи и
определения апелляционной инстанции, если на момент рассмотрения дела в суде
надзорной инстанции изменились правила определения родовой подсудности спора?
Ответ. В ч. 3 ст. 1 ГПК РФ
предусмотрено, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с
федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела
либо совершения отдельных процессуальных действий.
В случае отмены в порядке надзора состоявшихся по
делу судебных постановлений и направления дела в суд первой инстанции для
рассмотрения по существу следует руководствоваться теми правилами родовой
подсудности споров, которые действуют во время вынесения определения или
постановления суда надзорной инстанции.
Вопрос 2. Как должен поступить судья в случае, когда
к поступившей надзорной жалобе заявителем не приложен документ, подтверждающий
уплату государственной пошлины, либо она уплачена не в полном размере?
Ответ. В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты
государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и
сборах.
В п. 1 ст. 333.19 главы 25.3
части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по
делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче
надзорной жалобы государственная пошлина оплачивается в размере государственной
пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера,
который (в редакции, действующей с 29 января 2010 г .) для физических лиц
определен в размере двухсот рублей, а для организаций - в размере четырех тысяч
рублей.
Данная норма Налогового кодекса Российской
Федерации носит императивный характер.
Уплата государственной пошлины является обязательным
условием подачи надзорной жалобы. Документ, подтверждающий уплату
государственной пошлины, должен быть приложен к каждой надзорной жалобе.
Если же к поступившей надзорной жалобе такой документ
заявителем не приложен либо приложен документ, подтверждающий уплату
государственной пошлины не в полном размере, судья суда надзорной инстанции, с
учетом положений ч. 4 ст. 1 ГПК РФ
применительно к п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 379-1 ГПК
РФ, должен возвратить жалобу без рассмотрения в течение десяти дней со дня ее
поступления в суд надзорной инстанции.
Вопросы, возникающие из
трудовых правоотношений
Вопрос 3.
Разъяснение на вопрос N 3 отозвано. - Постановление
Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
Вопрос 4. В каком размере производится оплата за
время приостановления работы, если отказ работника от исполнения трудовых
обязанностей вызван задержкой выплаты заработной платы?
Ответ. Согласно ст. 142 Трудового
кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в случае задержки
выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив
работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты
задержанной суммы. Исключение из данного правила составляют случаи запрета на
приостановление работы, указанные в названной статье. В период
приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать
на рабочем месте.
Исходя из общепризнанных принципов и норм
международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается
обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и
в полном размере.
Право работников на отказ от выполнения работы
является мерой вынужденного характера, предусмотренной законом для цели
стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работникам определенной
трудовым договором заработной платы в установленные сроки. Это право
предполагает устранение работодателем допущенного нарушения и выплату
задержанной суммы.
Из ст. 236 Трудового
кодекса следует, что в случае задержки выплаты заработной платы работодатель
обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в определенном
названной статьей размере. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации
может быть повышен коллективным договором.
Таким образом, материальная ответственность
работодателя за задержку выплаты заработной платы предполагает не только
возмещение полученного работником заработка, но и уплату дополнительных
процентов (денежной компенсации). Названная мера ответственности работодателя
наступает независимо от того, воспользовался ли работник правом приостановить
работу. При этом, поскольку Трудовым кодексом специально
не оговорено иное, работник имеет право на сохранение среднего заработка за все
время задержки ее выплаты, включая период приостановления им исполнения
трудовых обязанностей.
На основании изложенного работнику, вынужденно
приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок
более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний
заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации)
в размере, установленном ст. 236 Трудового
кодекса.
Вопрос 5. Правомерно ли прекращение полномочий главы
местной администрации, замещающего должность по контракту, по инициативе
представителя нанимателя (работодателя) по дополнительным основаниям для
прекращения трудового договора с руководителем организации, установленным ст. 278 Трудового
кодекса Российской Федерации?
Ответ. Согласно ст. 37 (чч. 1 и 2) Федерального
закона от 6 октября 2003 г .
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" главой местной администрации, осуществляющим на
принципах единоначалия руководство местной администрацией -
исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым
уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного
значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо,
назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам
конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом
муниципального образования.
Федеральным законом от 2 марта 2007 г . N 25-ФЗ "О
муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 и др.)
глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к
муниципальным служащим, на которых, как следует из ст. 3 (ч. 2)
данного Федерального закона и ст. 11 (часть седьмая)
Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется действие трудового
законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.
Согласно ст. 16 (чч. 6 и 7) Федерального
закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление
гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на
должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с
трудовым законодательством с
учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин
же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам
конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок
заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
Как установлено ст. 37 (ч. 6)
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", лицо назначается на должность
главы местной администрации представительным органом муниципального образования
из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам
конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой
муниципального образования.
Случаи досрочного прекращения полномочий главы
местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде
специального перечня в части десятой
вышеназванной статьи.
Вместе с тем в соответствии со ст. 19 (ч. 1)
Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации",
определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным
служащим, непосредственно названные в ней случаи, когда допускается возможность
расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе
представителя нанимателя (работодателя), установлены помимо оснований для
расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской
Федерации.
Указанные законоположения, рассматриваемые во
взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 16
Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации",
в силу которой Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с
лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не
могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении
его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа
установленных непосредственно Федеральным законом "О
муниципальной службе в Российской Федерации" либо Трудовым кодексом Российской
Федерации - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении
отдельных категорий работников.
Поэтому, поскольку главой местной администрации,
назначенным на должность по контракту, осуществляется руководство
соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), правомерным
является расторжение контракта с ним с учетом особенностей, обусловленных как
статусом местной администрации, так и нахождением названного лица на
муниципальной службе, а равно порядком назначения его на должность и заключения
контракта - с применением дополнительных оснований для прекращения трудового
договора с руководителем организации, установленных ст. 278 Трудового
кодекса Российской Федерации.
Вопрос 6. При определении сумм возмещения вреда,
причиненного жизни или здоровью неработающих граждан, проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может ли применяться районный
коэффициент к размеру среднего месячного заработка, определенного исходя из величины
прожиточного минимума в целом по Российской Федерации?
Ответ. Размер заработка при определении сумм
возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью неработающих граждан,
определяется с применением величины прожиточного минимума трудоспособного
населения в целом по Российской Федерации, установленной на день определения
размера возмещения вреда исходя из аналогии закона применительно к правилам,
предусмотренным в п. 2 ст. 1087 ГК РФ
и в п. 4 ст. 1086 ГК РФ
(абзац четвертый п. 29
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г . N 1).
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации
от 19 февраля 1993 г .
N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях",
его целью является установление государственных гарантий и компенсаций, необходимых
для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в
связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях
Севера.
Статьей 10
названного Закона предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок
его применения для расчета заработной платы работников организаций,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а
также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по
старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и
трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному
пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что ежемесячные суммы в возмещение вреда
здоровью относятся к компенсационным выплатам, при определении этих сумм
неработающим гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, районный коэффициент, предусмотренный вышеуказанным специальным
законодательством,
подлежит применению к размеру среднего месячного заработка, определенного
исходя из величины прожиточного минимума
в целом по Российской Федерации.
Вопрос 7. Включается ли служба в качестве прокуроров
и следователей в органах прокуратуры государств - участников СНГ в стаж, дающий
право на пенсию за выслугу лет?
Ответ. В соответствии с ч. 2 ст. 44
Федерального закона от 17 января 1992
г . "О прокуратуре Российской Федерации"
пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических
работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и
порядку, которые установлены законодательством
Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и
членов их семей.
Согласно п. 2 Положения об
исчислении выслуги лет, назначении пенсий и пособий прокурорам и следователям,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г . N 942, виды,
назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также
перерасчет пенсий установлены Законом Российской
Федерации от 12 февраля 1993
г . N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и
их семей", Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г . N 941 "О
порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам,
проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и
военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям
в Российской Федерации", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г . N 942 "О
порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов
и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" и данным Положением.
13 марта 1992 г . между государствами - участниками СНГ
Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой
Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном,
Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о
гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых
Государств в области пенсионного обеспечения.
Как следует из содержания п. 2 ст. 6
названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств -
участников Соглашения стран
СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих
государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего
СССР до 13 марта 1992 г .
Вместе с тем согласно ст. 2 Соглашения о взаимном
зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях
прокуратуры в государствах - участниках СНГ от 25 ноября 1998 г . трудовой стаж и
выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и
педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, в
том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой
деятельностью на территориях государств - участников СНГ, взаимно признаются
Сторонами для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним
законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и
не подлежат изменению в одностороннем порядке.
Данное Соглашение имеет специальное значение и
предусматривает взаимное признание государствами - участниками Соглашения
трудового стажа и выслуги лет в качестве прокуроров и следователей органов
прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных
учреждений прокуратуры исключительно для выплаты соответствующих надбавок
(доплат) прокурорским работникам.
При этом в силу ст. 4 этого Соглашения стороны
считают первым этапом всестороннего сотрудничества в области социальной защиты
трудовой деятельности работников органов и учреждений прокуратуры и
предполагают рассмотреть вопрос о разработке взаимосогласованного акта о
социальном обеспечении указанных работников.
До настоящего времени взаимосогласованного акта по
вопросу пенсионного обеспечения работников прокуратуры не подписано.
Учитывая изложенное, служба в качестве прокуроров и
следователей в органах прокуратуры государств - участников СНГ не может быть
зачтена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Вопросы применения Кодекса
Российской Федерации
об административных правонарушениях
Вопрос 8. Как определяется территориальная
подсудность дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП
РФ, совершенных иностранными гражданами?
Ответ. Часть 1 ст. 20.25
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату
административного штрафа в срок, предусмотренный указанным Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП
РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к
административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления
постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня
истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
По общему правилу, дело об административном
правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП
РФ).
Однако, как следует из разъяснения, содержащегося в подп. "з" п. 3
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г . N 5 "О
некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение
совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место,
где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо
обязанность.
Поскольку объективная сторона правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП
РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по
уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел
определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Согласно ст. 3 Закона
Российской Федерации от 25 июня 1993
г . N 5242-1 (с последующими изменениями) "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения
необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и
свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами,
государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской
Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации.
Статья 5 указанного
Закона устанавливает, что регистрация и гражданина с учета по месту пребывания
производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что обязанность
по уплате административного штрафа лежит на конкретном лице, местом совершения
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП
РФ, следует считать место жительства лица, не уплатившего административный
штраф.
Вместе с тем согласно ст. 2 Федерального
закона от 18 июля 2006 г .
N 109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о миграционном учете)
местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской
Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин
или лицо без гражданства зарегистрированы, а местом пребывания иностранного
гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое
помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение
или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства
находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без
гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Постоянно или временно проживающие в Российской
Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету
по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные
граждане подлежат учету по месту их пребывания (чч. 2 и 3 ст. 7
Федерального закона о миграционном учете).
Из системного анализа вышеприведенных нормативных
правовых актов следует, что местом совершения иностранным гражданином
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП
РФ, является место жительства либо место пребывания иностранного гражданина на
территории Российской Федерации, то есть адрес, где постоянно или временно
проживающие либо временно пребывающие иностранные граждане зарегистрированы
либо состоят на учете.
Вопрос 9. Вправе ли иностранный гражданин, въехавший
на территорию Российской Федерации по визе, выданной для осуществления трудовой
деятельности, и осуществляющий такую деятельность на территории Российской
Федерации по трудовому договору, выехать в выходные или праздничные дни по
туристической путевке в субъект Российской Федерации, в котором он не вправе осуществлять
трудовую деятельность?
Образуют ли такие действия иностранного гражданина
состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 18.8 КоАП
РФ?
Ответ. Часть 2 ст. 18.8
КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным
гражданином или лицом без гражданства правил въезда в
Российскую Федерацию либо режима пребывания
(проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в
Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания)
в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
Конституция
Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории
Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства (ч. 1 ст. 27).
Данные права в силу ст. 55 Конституции
Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 62
Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с
гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором Российской Федерации.
Ограничения права на труд иностранных граждан на
территории Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 25 июля 2002 г . N 115-ФЗ "О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В
соответствии с указанным Законом иностранный
гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии
разрешения на работу, за исключением случаев, предусмотренных подп. 1 - 8 п. 4 ст. 13.
При этом для временно пребывающего в Российской
Федерации иностранного гражданина предусмотрен запрет на осуществление трудовой
деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого
ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13), а
для временно проживающего иностранного гражданина - вне пределов субъекта
Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание
(п. 5 ст. 13).
Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального
закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" с учетом особенностей региональных экономических связей
уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган
исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой
деятельности иностранными гражданами, временно проживающими или временно
пребывающими на территории Российской Федерации вне пределов соответствующих
субъектов. Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации
установило такие случаи в Постановлении от 17
февраля 2007 г .
N 97 "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности
иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими
(проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской
Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено
временное проживание)".
Из изложенного можно сделать вывод о том, что указанные
ограничения касаются только конституционно-правового статуса иностранных
граждан в области права на труд и не затрагивают прав иностранных граждан на
свободу передвижения.
Данный вывод подтверждается также положениями ст. 11 Федерального
закона от 25 июля 2002 г .
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации", закрепляющими право иностранных граждан на свободу
передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на
основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим Законом.
Данная статья
предусматривает лишь одно ограничение права иностранных граждан на свободу
передвижения, которое выражается в запрете иностранным гражданам посещать
территории, организации и объекты, для въезда на которые в соответствии с
федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень таких
территорий, организаций и объектов утверждается Правительством Российской
Федерации.
Вместе с тем в целях государственного регулирования
миграционных процессов Федеральный закон от 18 июля 2006 г . N 109-ФЗ "О
миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации (далее - Федеральный закон о миграционном учете) закрепляет
обязанность иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в
Российской Федерации, зарегистрироваться по месту жительства и встать на учет
по месту пребывания, а иностранных граждан, временно пребывающих в Российской
Федерации, - встать на учет по месту пребывания (чч. 2 и 3 ст. 7
Федерального закона о миграционном учете). Возложение такой обязанности не
влечет за собой ограничение прав лиц, законно находящихся на территории
Российской Федерации, на свободу передвижения и выбор места пребывания в
пределах Российской Федерации.
При этом согласно подп. "а" п. 2 ч. 2
ст. 20 Федерального закона о миграционном учете временно проживающий
или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен
встать на учет по месту пребывания по истечении трех рабочих дней со дня
прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный
иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей
гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на
туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином
учреждении здравоохранения или социального обслуживания. В данном случае
обязанность по уведомлению органа миграционного учета о прибытии иностранного
гражданина в место пребывания лежит на принимающей стороне (чч. 3 и 3.1 ст. 20
Федерального закона о миграционном учете).
Приведенные выше положения нормативных правовых актов
позволяют сделать вывод о том, что иностранный гражданин, въехавший на
территорию Российской Федерации по визе, выданной для осуществления трудовой
деятельности, вправе свободно выезжать в выходные и праздничные дни на отдых за
пределы субъекта Российской Федерации, в котором он вправе осуществлять
трудовую деятельность, с учетом ограничений и обязанностей, установленных
федеральными законами.
Таким образом, в данном случае указанные действия
иностранного гражданина не образуют состав административного правонарушения,
предусмотренный ч. 2 ст. 18.8 КоАП
РФ.
Вопрос 10.
Разъяснение на вопрос N 10 отозвано. - Постановление
Президиума Верховного Суда РФ от 29.12.2010.
Вопрос 11. Подлежит ли удовлетворению протест
прокурора на решение районного суда, вынесенное по жалобе на постановление по
делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ, в
связи с тем, что рассмотрение жалобы по данному делу относится к
подведомственности арбитражного суда и срок давности привлечения к
административной ответственности не истек?
Ответ. В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ
административным правонарушением признается продажа товаров, выполнение работ
либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях,
осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги,
а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных
предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о
продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых
машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае,
предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или
другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий
товар (работу, услугу).
Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП
РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном
юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии
с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 29
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды
рассматривают в порядке административного производства дела об административных
правонарушениях, если федеральным законом их
рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об
оспаривании решений административных органов о привлечении к административной
ответственности регулируется параграфом 2 главы 25
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 207
указанного Кодекса производство по делам об оспаривании решений
административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной
ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной
экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о
привлечении к административной ответственности.
Таким образом, из совокупности приведенных норм
следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления
по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами
или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической
деятельности.
Исходя из положений ст. 3, 4, 21 Федерального
конституционного закона от 31 декабря 1996 г . N 1-ФКЗ "О судебной системе
Российской Федерации" районные суды наделены полномочиями по осуществлению
правосудия в пределах их компетенции, то есть в соответствии с установленными
законом правилами подведомственности и подсудности рассмотрения дел.
Следовательно, судья районного суда не наделен правом
принимать решение по неподведомственному ему делу об административном
правонарушении.
В силу п. 3 ст. 30.4 КоАП
РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об
административном правонарушении судья направляет жалобу со всеми материалами
дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к
его компетенции.
Федеральным законом от 3
декабря 2008 г .
N 240-ФЗ в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения.
Виды постановлений, принимаемых по результатам
рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста (в соответствии с указанным
Федеральным законом),
установлены положениями ст. 30.17 КоАП РФ.
Вынесение постановления о направлении дела на
рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении в порядке надзора
жалобы, протеста установлено, что жалоба на постановление по делу об
административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом,
осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, рассмотрена неправомочным судьей, положениями ст. 30.17 КоАП РФ
не предусмотрено.
Вместе с тем согласно п. 3 ч. 2 ст. 30.17
КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста может
быть вынесено решение об отмене постановления по делу об административном
правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о
возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения
процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах решение судьи районного
суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы индивидуального
предпринимателя на постановление должностного лица по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ,
подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных
требований, предусмотренных Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях, а дело - направлению в тот же
районный суд для предпринятия процессуальных действий, установленных
положениями п. 3 ст. 30.4 КоАП
РФ (для направления жалобы со всеми материалами дела на рассмотрение по
подведомственности).
Поправка
В связи с допущенной опечаткой в вопросе N 3 Обзора
законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за
первый квартал 2007 г .,
утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 мая 2007 г ., из формулировки
вопроса исключить слова: "и не по его поручению".
Управление по работе с законодательством