ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. N 30
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ
ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ
В связи с
внесением изменений в законодательство, регулирующее пенсионные отношения
застрахованных лиц, и возникшими у судов вопросами Пленум Верховного Суда Российской
Федерации в целях обеспечения единства судебной практики, руководствуясь
статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального
конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей
юрисдикции в Российской Федерации", постановляет дать судам следующие
разъяснения:
1.
Обратить внимание судов, что в силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 22
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дела
по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате
указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне
выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением
и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.
В случае
несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин
вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему
соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими
требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 173-ФЗ).
2. При
разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином
права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами,
установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ:
а) дела
по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей
на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании
назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных
сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны
мировому судье;
б) дела
по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с
отказом в установлении трудовой пенсии, о восстановлении срока на обращение в
соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за выплатой
средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего
застрахованного лица), в силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному суду;
в) в
случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и
требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о
признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного
законом возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин), и о взыскании
пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело
подсудно районному суду.
3. Иски
по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию,
предъявляются по общему правилу территориальной подсудности - по месту
нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное
обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).
4. При
проверке судами правильности уплаты государственной пошлины гражданами,
обращающимися в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям с исковыми
заявлениями, следует учитывать льготы, установленные для определенной категории
лиц, перечисленных в статье 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Истцы по
делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с подпунктом 15
пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу
подпунктов 2 и 5 пункта 2 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам,
рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений
пункта 3 данной статьи освобождаются также истцы, являющиеся инвалидами I и II
групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской
Федерации, негосударственным пенсионным фондам - истцы-пенсионеры, получающие
пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской
Федерации.
При этом
истцы, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и
II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по
спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную
пошлину в размере и порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При
удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в
том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком
по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.
Если
истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с
ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части
исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если
бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103
ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации).
5.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является
государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным
органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от
уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного
фонда Российской Федерации (например, о взыскании излишне выплаченных сумм
пенсии) подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере
и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации.
При
подаче органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, апелляционных и
кассационных жалоб государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов
государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления
неимущественного характера, а при подаче указанными органами надзорных жалоб -
в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления
неимущественного характера (подпункты 4 и 9 пункта 1 статьи 333.19 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации).
6.
Обратить внимание судов на то, что в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона
от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее -
Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской
Федерации и его территориальные органы.
Кроме
того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 167-ФЗ
застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя
(страхователя) информацию о начислении страховых взносов и осуществлять
контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При
невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14
названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате
страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя
страховых взносов за предшествующий период. В таких случаях на основании статьи
43 ГПК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны привлекаться
судом к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора, на стороне истца.
В случае
удовлетворения требования истца взысканные суммы подлежат зачислению в
Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом
счете истца в порядке, установленном законодательством.
7. Право
на трудовую пенсию согласно статье 3 Федерального закона N 173-ФЗ имеют
граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным
законом N 167-ФЗ, и нетрудоспособные члены их семей. Действие Федерального
закона N 173-ФЗ распространяется также на застрахованных в системе
обязательного пенсионного страхования иностранных граждан и лиц без
гражданства, постоянно и (или) временно проживающих на территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными
договорами.
К числу
застрахованных лиц согласно статье 7 Федерального закона N 167-ФЗ относятся:
работающие
по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся
единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками
их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого
являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в
образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего
профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за
деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по
гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и
(или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы
произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении
исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,
издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении
права использования произведения науки, литературы, искусства;
самостоятельно
обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты,
нотариусы, занимающиеся частной практикой);
являющиеся
членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие
за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов
в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 167-ФЗ, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации;
являющиеся
членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования;
священнослужители;
иные
категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию
возникают в соответствии с положениями Федерального закона N 167-ФЗ.
8. Статья
5 Федерального закона N 173-ФЗ предусматривает следующие виды трудовых пенсий:
трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия
по случаю потери кормильца.
КонсультантПлюс:
примечание.
В
официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 9
Федерального закона 15.12.2001 N 166-ФЗ пункт 11 отсутствует, видимо, имеется в
виду часть 11 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Для
назначения пенсии по старости на общих основаниях в силу статьи 7 Федерального
закона N 173-ФЗ наряду с достижением возраста требуется наличие страхового
стажа не менее 5 лет. В то же время в случае назначения трудовых пенсий по
инвалидности (статья 8 Федерального закона N 173-ФЗ) или по случаю потери
кормильца (статья 9 Федерального закона N 173-ФЗ), в отличие от пенсии по старости,
продолжительность страхового стажа юридического значения не имеет. При этом
необходимо, чтобы инвалид или кормилец когда-либо относился к числу
застрахованных лиц. Если инвалид или умерший кормилец не относился к
застрахованным лицам, а также при наличии предусмотренных в пункте 4 статьи 8 и
пункте 11 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 166-ФЗ) обстоятельств, исключающих возможность назначения
трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца,
назначается соответственно социальная пенсия по инвалидности или социальная
пенсия по случаю потери кормильца.
9.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ
"Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие
по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая
пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата
страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта
отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового
кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить
основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были
уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый
при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе
удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии
с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10
июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму,
которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов
полностью.
Следует
иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1
января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до
вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29
Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с
тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями
(к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся
частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения
в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
10. В
страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности
засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N
173-ФЗ:
1) период
прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы,
предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля
1993 года N 4468-1);
2) период
получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной
нетрудоспособности;
3) период
ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора
лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период
получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных
работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы
занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период
содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной
ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии
реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения
свободы и ссылке;
6) период
ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы,
ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период
проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с
отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей
сложности;
8) период
проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические
представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные
представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые
представительства Российской Федерации в иностранных государствах,
представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных
органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве
представителей этих органов за рубежом, а также в представительства
государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и
государственных учреждений СССР) за границей и международные организации,
перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более
пяти лет в общей сложности.
Данные
периоды засчитываются в страховой стаж в календарном порядке, то есть по
фактической продолжительности, при условии, что им предшествовали и (или) за
ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их
продолжительности), в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному
страхованию.
11.
Рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу
лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года
N 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4
статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе
их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном
законе N 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости
(на общих основаниях или досрочной).
Вместе с
тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в
части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного
обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, в
страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой
пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в
которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как
до 1 января 2007 года, так и после этой даты. В указанный стаж на основании
пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы,
предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы
и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в
соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1. В связи с этим
одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени
периодов не допускается.
12.
Разъяснить судам, что в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля
2008 года N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий" перерасчет
страховой части установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой
стаж периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I
группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, проживания
супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с
супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием
возможности трудоустройства, проживания за границей супругов работников, направленных
в дипломатические представительства, консульские учреждения Российской
Федерации и иные учреждения (подпункты 6, 7 и 8 пункта 1 статьи 11 Федерального
закона N 173-ФЗ), имевших место до 1 января 2009 года, производится с 1 января
2009 года при условии подачи гражданином в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, заявления в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года
включительно.
Если
гражданин обратился с аналогичным заявлением по истечении указанного периода -
после 31 декабря 2009 года, то перерасчет страховой части следует производить
по общим правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 20 Федерального закона
N 173-ФЗ для перерасчета размера трудовой пенсии, то есть с первого числа
месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление, при условии
одновременного представления им документов, подтверждающих наличие названных
периодов.
13.
Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7
Федерального закона N 173-ФЗ (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет),
назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 27.1 и 28 этого Закона.
В
соответствии со статьями 27 и 27.1 названного Закона основанием для досрочного
назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию,
является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и
иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по
старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с
обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально
уважительными.
14.
Согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий
установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного
пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом
продолжительности.
При
исчислении названного стажа в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального
закона N 173-ФЗ применяются:
Списки
производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в
соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 (в редакции постановления
Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 239),
Списки
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009
года N 449),
Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (в
редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N
449).
В силу
пункта 2 статьи 27.1 Федерального закона N 173-ФЗ при исчислении стажа, дающего
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, к гражданам из числа
работников летно-испытательного состава применяются постановление Правительства
Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах
пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников
летно-испытательного состава" и Положение о порядке назначения и выплаты
пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное
постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384 (в редакции
постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 года N 577,
от 2 ноября 2009 года N 883).
При
разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по
старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в
интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на
пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие
нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или
специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом
законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и
иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды
в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956
года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года
"О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации
от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
15.
Рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в
том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина
в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1
апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды
работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются
документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или
соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру,
архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием
(землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а
также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного
уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и
восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на
основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы
показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона
N 173-ФЗ).
Периоды
работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу
пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из
индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень
документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в
качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой
стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля
2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового
стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011
года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Обратить
внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального
закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы
(работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены
свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными
доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами,
расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
16. В
случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное
обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период
работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо
учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой
должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые
дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом
исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном
заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы,
выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся
профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности
учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление
тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не
допускается.
17. При
разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения,
периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой
форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью
предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи
120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано
гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно
Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным
образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма
собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном
случае правового значения не имеет.
В то же
время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных
подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае
сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников
суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых
засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем
должностям, которые установлены после такого изменения.
18. При
определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо
учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ)
лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную
пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах
работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности
и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30
лет стажа.
Исходя из
пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в
соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября
2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных
в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений,
засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она
осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их
структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях,
перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях,
военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и
фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными
подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в
Списке.
Судам
следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или
территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является
основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3
названных Правил).
19.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему
правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в
календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с
тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если
работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке
городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности
исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком
случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее
30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в
поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают
возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы,
поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со
стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем
по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на
установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального
закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на
основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По
состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников
регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа
в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее -
постановление N 1066).
Пунктом 1
постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу
лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые
применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В
соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию
за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая,
что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в
поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном
порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в
сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1
ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Льготный
порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц,
работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях
по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок
применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях
организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.
20.
Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в
учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ),
необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях,
указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в
стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления
периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом
работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование
должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения
в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование
учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела
"Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте
2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды
выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях,
указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия
выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной
нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно
по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или
учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной
оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
В силу
подпункта "в" пункта 8 Правил работа в должности директора
(начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего)
учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование
учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается
в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных
должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела
"Наименование учреждений" названного выше Списка должностей и
учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в
педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости.
Аналогичное
правило применяется и к случаям работы в детских садах, садах-яслях, детских
яслях, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, являющихся
структурными подразделениями организаций.
Периоды
работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование
должностей" Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий),
заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных
исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка,
засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, с 1 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется
стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью
не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в
должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование
должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений"
Списка в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (пункт 12 Правил).
При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Периоды
работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях
дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000
года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях
для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и
дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с
1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в
вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
21. В соответствии
с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия
по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, а женщинам - по
достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет
и 6 месяцев и не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и
работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию
перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте
и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей
непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или
рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж
соответственно не менее 25 и не менее 20 лет.
При
подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по
профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий
рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников
отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и
обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и
метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 апреля 1992 года N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с
неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом
Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с
интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
22.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, вступившим в силу с 1 января
2010 года, введены новые правила назначения пенсии работникам
летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях
(исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической,
воздухоплавательной и парашютно-десантной техники. Согласно пункту 1 статьи
27.1 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости устанавливается
независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не
менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно
занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной,
аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при
оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам,
проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в
летно-испытательном составе на указанных работах.
Обратить
внимание судов на то, что при назначении такой пенсии периоды военной службы в
должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава
гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, при условии наличия у гражданина на
момент установления пенсии не менее двух третьих стажа на работах в должностях,
дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, названных в
пункте 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет
работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета
Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384.
23. В
соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ (в редакции
Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не
менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных
лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного
назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16
- 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, страховой стаж и стаж на
соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения
указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Учитывая,
что вышеназванной нормой не предусмотрена возможность снижения возраста при
досрочном назначении пенсии работникам инженерно-технического состава, занятым
на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской
авиации и осуществлявшим указанную деятельность в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, такая пенсия может быть назначена мужчинам по
достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они
проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному
обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и
не менее 15 лет (независимо от местности, в которой осуществлялась эта работа) и
имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и не
менее 20 лет (подпункт 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ).
Данное
правило применяется и к случаям, когда такая работа имела место до 1 января
2005 года (времени вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ, который дополнил Федеральный закон "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" статьей 28.1), поскольку и по действовавшему до 1
января 2002 года Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1
"О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон
Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1) работники
инженерно-технического состава, занятые на работах по непосредственному
обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не имели права на снижение на
5 лет возраста, установленного для досрочного назначения пенсии, если они
проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее
20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Такое право в соответствии
со статьей 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1
"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
распространялось лишь на лиц, которым пенсия назначалась в связи с особыми
условиями труда на основании статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября
1990 года N 340-1.
Работникам
инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному
обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, пенсии ранее достижения
пенсионного возраста (при наличии к тому оснований) назначались в соответствии
со статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, т.е.
за выслугу лет.
24. Решая
вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на
основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ,
следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного
Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по
старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе
приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27
данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
25.
Обратить внимание судов на то, что исходя из пункта 5 названных выше Правил, в
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего
дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в
режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением
объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 -
21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), а также иные периоды
работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно,
исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил). Особый
порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, указанных в пунктах 7, 13 и 15 этих
Правил (полевые геологические работы, работы в течение полного навигационного
периода, полного сезона, подземные работы).
26.
Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия
по государственному социальному страхованию в период временной
нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных
оплачиваемых отпусков.
С учетом
того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам,
предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей
выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании
листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности,
указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости.
27. При
разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в
отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если
указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу
Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении
изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с
принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не
включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных
условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости.
Необходимо
учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года,
то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его
окончания (до или после этой даты).
28.
Исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в
целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку
пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их
конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При
рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими
пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002
года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал,
судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30
Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее:
1) оценка
пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года
производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с
назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом,
но не позднее 1 января 2013 года. Застрахованным лицам, занятым на работах,
предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, оценка
пенсионных прав, приобретенных ими на 1 января 2002 года, должна быть
произведена не позднее 1 января 2011 года либо до указанной даты - одновременно
с назначением трудовой пенсии (пункт 12 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ));
2)
расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных
поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и
пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу
указанного Федерального закона, является базой для определения размера
страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый статьи 2 Федерального закона N
173-ФЗ). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав
застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле,
указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.
Ожидаемый
период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14
Федерального закона N 173-ФЗ, начиная с 1 января 2002 года установлен
продолжительностью 12 лет (144 месяца) и подлежит ежегодному увеличению на 6
месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а
затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до
достижения 19 лет (228 месяцев) (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N
173-ФЗ).
В таком
же порядке в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется
ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте
1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона. Начиная с 1
января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года)
увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не
может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой
пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального
закона N 173-ФЗ (для мужчин и женщин соответственно);
3)
расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона
N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке,
установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном
пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом
шестым названной статьи;
4) в
случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в
соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо
иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная
продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января
2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом
судам следует учитывать следующее:
а) исходя
из положений статьи 10 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных
народов" время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из
числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит
включению в общий трудовой стаж. Время нахождения указанных лиц в
спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня
достижения ими шестнадцатилетнего возраста, так как по ранее действовавшему
трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли
привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было
привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит
включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица;
б)
продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности
исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности
независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных
периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию,
было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах
Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности
исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном
транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей
промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы;
в) отношение
среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной
плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не
свыше 1,2.
Судам
необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании
статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января
2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение
заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
лицам,
проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета
заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того,
приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они
из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;
мужчинам
и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15
календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в
приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж
соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого
возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для
женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в
указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При
определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к
среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду,
что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом
фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного
коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта
Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4;
1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного
в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными
органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9
Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному
страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1
статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не
входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71
Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и
управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;
г) если
лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное
народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период
строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и
распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого
коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный
период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности
производственных условий его строительства и применялся для увеличения
заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть
отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в
централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными
органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам
дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают
особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в
данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в
строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации
(ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому
оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ) в
размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков);
5) если
гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в
соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует
иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная
продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января
2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного
законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Причем
исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной
деятельности производится в календарном порядке по их фактической
продолжительности, за исключением периодов, указанных в этом пункте,
исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем
законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые
включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время
Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно
оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном
размере, и в других случаях).
Судам
необходимо обратить внимание на то, что при исчислении расчетного размера
трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555
рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для
мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах
работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по
старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего
трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для
досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62
копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой
стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости,
предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N
173-ФЗ. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20
лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и
страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по
старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного
назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1
процент, но не более чем на 20 процентов;
6) при
выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в
соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, обратить
внимание судов на то, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31
декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по
инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за
выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990
года N 340-1. По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии
принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и
компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации
с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок
на уход и на нетрудоспособных иждивенцев;
7) право
на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал
с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на
соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости
назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1
статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года
у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ,
требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30
Федерального закона N 173-ФЗ);
8)
исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует
обратить внимание на то, что:
среднемесячный
заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного
размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам,
определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в
установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными
(муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета,
платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие
документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере
заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов
статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются
допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок;
в силу
пункта 7 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой
пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее
660 рублей;
9)
полученный в результате оценки пенсионных прав застрахованных лиц размер
расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части
трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой
пенсии по случаю потери кормильца, индексируется применительно к порядку,
предусмотренному пунктом 6 статьи 17 для индексации самих пенсий, начиная с 1
января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой
пенсии.
29. При
рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими
пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в
статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ, имея при этом в виду
следующее:
а) под
валоризацией исходя из пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ
понимается повышение величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в
соответствии со статьей 30 названного Федерального закона;
б)
валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года
органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного
дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им
дополнительных документов;
в) сумма
валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и
сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный
год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй
пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка
пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002
года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов
осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения
расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1
января 1991 года.
В целях
валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж
засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности,
включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в
соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке,
который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2
статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с
увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой
стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время
как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших
пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для
назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет;
г) при
определении размера трудовой пенсии с учетом валоризации судам необходимо иметь
в виду, что гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии,
начиная с 1 января 2010 года определение размера пенсии с учетом суммы
валоризации (статья 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ) производится по
правилам, предусмотренным для подсчета размера пенсии (страховой части трудовой
пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой
пенсии по случаю потери кормильца) соответственно статьями 14, 15 и 16
Федерального закона N 173-ФЗ, а тем, кто на 1 января 2010 года уже получал
трудовую пенсию, - по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30.2 Федерального
закона N 173-ФЗ;
д) в
случаях представления дополнительных документов размер трудовой пенсии,
исчисленный с учетом сумм валоризации, подлежит перерасчету.
Перерасчет
размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом сумм валоризации, производится
при представлении застрахованными лицами в органы, осуществляющие пенсионное
обеспечение, дополнительных документов (подпункты 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи
30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).
К
дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не
представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о
среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих
видах работ, не учтенные при осуществлении оценки пенсионных прав.
Если
гражданин, получающий трудовую пенсию по состоянию на 1 января 2010 года,
представил дополнительные документы в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года
включительно, то требование о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой
части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации подлежит
удовлетворению с 1 января 2010 года (пункт 2 статьи 37 Федерального закона N
213-ФЗ). При представлении дополнительных документов по истечении указанного
периода, то есть после 1 января 2011 года, требование о перерасчете размера
трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого
числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы
и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.3
Федерального закона N 173-ФЗ).
Суд,
установив, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не
учли при осуществлении валоризации представленные гражданином в период с 1
января 2010 года по 31 декабря 2010 года дополнительные документы (к примеру,
представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии
(страховой части трудовой пенсии по старости)), вправе возложить на орган,
осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет
трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 1 января 2010 года.
Перерасчет
размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом суммы валоризации, на основании
документов, имеющихся в пенсионном деле, в случаях, предусмотренных подпунктами
4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона, производится в отношении
граждан, обратившихся за назначением трудовой пенсии, со дня установления такой
пенсии, а в отношении граждан, которым уже установлена трудовая пенсия, - с 1
января 2010 года с учетом суммы валоризации.
30. При
разрешении споров, связанных со взысканием начисленных сумм трудовой пенсии,
причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время) и
оставшихся не полученными в связи с его смертью, необходимо руководствоваться
положениями, закрепленными в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ,
поскольку указанный Закон является специальным и был принят Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 года, т.е.
позже, чем часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК
РФ), которая была принята 1 ноября 2001 года (статья 2 Федерального
конституционного закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").
При
отсутствии лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N
173-ФЗ, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть
признано за иными лицами, указанными в статье 1183 ГК РФ.
31.
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан,
требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи
1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона,
допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих
пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
32.
Обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения
резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его
исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца
удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат
удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления
нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика
включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика
недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан
назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий
пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Необходимо
иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в
орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в
этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий
пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в
такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным
законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
33. При
отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда
по делу о взыскании трудовой пенсии судам следует учитывать, что поворот
исполнения решения суда не допускается, за исключением случаев
недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки, предусмотренных
статьей 1109 ГК РФ.
34. В
связи с принятием настоящего постановления считать утратившим силу
постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005
года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел,
связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Председатель
Верховного Суда
Российской
Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
В.В.ДОРОШКОВ